Уроки:
4 УРОК
ФОРМУЛА ТЕТРАГРАММАТОНА
Согласно Каббале,
каждая буква
Тетраграмматона
соответствует одному из
четырех главных первичных
элементов, из которых
состоит мир. Йод (Y)
соответствует Огню. Хе (H)
- Воде. Вау (Vau) - Воздуху, и
последнее Хе (H), или Хе-конечное
соответствует Земле. Таким
образом, Тетраграмматон или
имя Иеговы представляет
собой четыре основных
элемента. Библейский Иегова
был Богом, пылавшим в
неопалимой купине на святой
земли, когда там находился
Моисей, обрушивавшимся
грозами на горы Хореб и Синай,
потопившим египтян и их
колесницы, и разверзшим
землю, чтобы уничтожить
врагов Израиля. Поэтому он
изображен как грозный и
сильный Бог, который таков,
каковы четыре элемента жизни.
Они могут нести нежность и
спокойствие, но никогда не
следует забывать, что они
являются также сильными,
опасными и подавляющими. Это
- Тетраграмматон.
Буквы Имени
различными способами
приписаны к Древу Жизни и
всегда несут соотнесение с
основными элементами. Даже
когда Йод, часто
называемый Отцом, иногда
приписывается Кетер, он
отсылает к созидательному
огню. Когда Хе, Мать,
соответствует Сфирот Хохма и
Бина, мы имеем в виду
прекрасные эфирные воды
творческих уровней, именно в
этой среде были созданы все
миры. Вау иногда отсылает
к Тифарет, Сыну первых
двух букв Тетраграмматона,
Йод и Хе, и она представляет
собой всепроникающий Воздух
- но не тот Воздух, которым мы
дышим обычно, состоящий из
кислорода, азота,
углекислого газа и т.д., а
атмосферу жизни; прану, без
которой ничто не может
существовать.
Хе-конечная -
неискупленная Дочь,
Земля, на которую влияют и
которую формируют три других
элемента букв
Тетраграмматона. Она будет
оставаться неискупленной
Дочерью до тех пор, пока не
станет восприимчивой к
высшим влияниям -
сознательно и преднамеренно
- и тогда она превратится в
Невесту Микропрозопа или Вау
Тифарет, которая привнесет
гармонию и красоту для
тяжеловесной и
изнурительной Земли. Все это
вместе с множеством подобных
разнообразных ассоциаций и
символов составляет то, что
подразумевается под словом
Тетраграмматон. Даже
Тетраграмматон, вспыльчивый
Ветхий Денми Библии, всегда
гневный и карающий Иегова,
должен быть трансформирован
и искуплен нисхождением
святого духа, представленным
буквой Шин. (Шин
равняется 300. Руах Элохим
переводится как Дух Богов
и равняется 300). Когда эта Шин
нисходит, то раскалывает
пополам старый закостенелый Тетраграмматон,
и он преобразуется в Пентаграмматон
YHShVH, в спасенного,
искупленного и
просветленного Адепта,
который объединяет небеса и
землю, Космос и Микрокосмос -
все сразу. Мы теперь вернемся
к Мазерсу и его введению к
книге "Обнародованная
Каббала".
Он пишет: "Я сам
знаю несколько вариантов
различного мистического
произношения
Тетраграмматона. Истинное
произношение - секретнейший
эликсир, и тайна тайн. Тот,
кто может правильно
произнести его, заставляет
дрожать небеса и земля, ибо
это имя, которое проносится
сквозь вселенную. Поэтому,
когда набожный еврей
наталкивается на него, читая
Священное писание, он либо не
пытается произнести его,
делая короткую паузу, либо
заменяет его другим именем -
Адонай, ADNI, Господь. Основное
значение этого слова - "быть",
и поэтому, подобно AHIH, Eheieh,
оно является символическим
знаком существования.
Возможно двенадцать
перестановок, которые
выражают значение "быть";
это единственное слово,
которое может иметь так
много перестановок, не меняя
значения. Их называют
двенадцатью хоругвями
могущественного имени, и
есть также мнение, что они
управляют двенадцатью
Знаками Зодиака. Вот эти
двенадцать хоругвей: IHVH, IHHV,
IVHH, HVHI, HVIH, HHIV, VHHI, VIHH, VHIH, HIHV, HIVH,
HHVI. Имеются три других
Тетраграмматонических имени,
а именно: AHIH, Эхейе,
Существование; ADNI, Адонай,
Господь; и AGLA, Агла.
Строго говоря, это последнее
имя не является словом, оно -
нотарикон [первые буквы слов]
фразы, AThH GBVR LOVLM ADNI (Ата
Гебор Ле-Олам Адонай): "Ты
могущественный навсегда, О,
Господь". Вот произвольная
интерпретация Agla: A - начало; A
- конец; G - Единая Троица; L -
завершение Великой Работы.
Первое, что мы можем
отметить, это то, что и AHIH и IHVH
выражают идею существования;
это их первое сходство.
Второе - то, что в каждом из
этих имен буква H является
второй и четвертой; и третье -
то, что по правилам гематрии
AHIH равняется IHV без H (как мы
теперь увидим, это буква
является символом Малкут,
десятой Сфиры). Если их
написать одну над другой на
кресте (как показано на
рисунке), то они читаются
одинаково как по вертикали,
так и по горизонтали AHIH, IHVH.
Сейчас, если мы
исследуем вопрос с точки
зрения Каббалы и найдем
причину этих аналогий. Ибо
Eheieh, AHIH, - Великий Лик, Древний,
Макропрозоп, Кетер, первая
Сфира, Корона
Каббалистической
Сфиротической величайшей
Троицы (который состоит из
Короны, Короля и Королевы;
или Макропрозопа,
Микропрозопа и Невесты) и
Отец в общепринятом
христианском значении
Троицы. Но, как мы сейчас
увидим, IHVH, Тетраграмматон,
содержит все Сфирот за
исключением Кетер, и в
особенности означает Малый
Лик, Микропрозоп, Короля
Каббалистической
Сфиротической величайшей
Троицы и Сына в Его
человеческом воплощении,
если иметь в виду
христианскую интерпретацию
Троицы. Поэтому, как Сын
обнаруживает Отца, так и IHVH,
Jehovah обнаруживает AHIH, Eheieh. И
ADNI - Королева, "благодаря
ей одной можно понять
Тетраграмматон", чье
возвеличивание в Бина
найдено в христианском
Успении Богородицы.
Тетраграмматон IHVH
приписан к Сфирот таким
образом: высшая точка буквы
Йод (I) приписана к Кетер; сама
буква I - к Хохма, отцу
Микропрозопа; буква H, или "божественная
Хе" - к Бина и божественной
Матери; буква V - к следующим
шести Сфирот, которые
называют шестью членами
Микропрозопа (и шесть -
числовая величина V,
еврейского Vau); наконец, буква
H, "низшая Хе", - к Малкут,
десятой Сфире, невесте
Микропрозопа.
И теперь имеется
четыре тайных имени,
отсылающих к четырем мирам
Ацилут, Бриа, Иецира, и Асиа; и
вновь Тетраграмматон
пишется определенным
способом в каждом из этих
четырех миров. Секретное имя
в Ацилут - OB (Aub); в Бриа - SG (Seg;);
в Иецира - MH (Mah); и в Асиа - BN (Ben).
(BN, Ben означает "сын")...
Эти имена действуют
вместе с Сфирот через "231
вход", как называются
алфавитные комбинации; но мы
сейчас не будем подробно
изучать этот вопрос.
И тайна земного и смертного
человека [открывается] в
соответствии с тайной
Божественного и
Бессмертного; и поэтому он
был создан на земле по образу
Бога. В форме тела
обнаруживается
Тетраграмматон. Голова - I (Йод),
руки и плечи похожи на H (Хе),
тело - V (Вау), а ноги
представлены H (Хе-конечным).
Поэтому, как внешняя форма
человека соответствует
Тетраграмматону, так и
ожившая душа соответствует
десяти Сфирот; и так же как
они находят свое конечное в
троице Короны, Короля, и
Королевы, так имеется и
основное тройное разделение
души. Таким образом, тогда
первая часть души - Нешама (NShMH),
которая является высочайшей
степенью существования,
соответствуя Короне (Кетер) и
представляя высочайшую
триады Сфирот, называется
разумным миром. Вторая - Руах
(RVCh), средоточие добра и зла,
соответствуя Тифарет,
моральному миру. И третья -
Нефеш (NPSh), животная жизнь и
желания, соответствующая
Йесод, материальному и
чувственному миру. Все души
существуют до этого в мире
эманаций и находятся в своем
первоначальном андрогинном
состоянии, но когда они
спускаются на землю, то
разделяются на мужское и
женское, населяя различные
тела; поэтому, если в этой
смертной жизни мужская
половина сталкивается с
женской, между ними
возникает сильное
притяжение, и тогда говорят,
что в браке разделенные
половины снова соединяются;
и скрытые формы души похожи
на Керубим.
Но это
вышеупомянутое тройное
разделение души применимо
только к тройной форме,
включающей разум, мораль и
материю. Давайте не забывать
о великой кабалистической
идее, которая заключается в
том, что троица всегда
завершена и реализуется в
четверке, то есть IHV завершен
и реализован в IHVH - троица...
Корона
|
Король
|
Королева
|
Отец
|
Сын
|
Дух
|
Абсолют
|
Формирование
|
Реализация
|
Это завершается
четверкой:
Абсолют
Отец - Мать
Сын
Невеста
Макропрозоп -
Великий Лик
Отец - Мать
Микропрозоп - Малый Лик
Королева Малкут -
Невеста
Ацилут -
Архетипический
Бриа - Творческий
Иецира - Формирующий
Асиа - Материальный
И этим четырем душа
соответствует следующими
четырьмя формами: Хиа для
Ацилут; Нешама для Бриа; Руах
для Иецира; и Нефеш для Асиа.
Но находящаяся в душе Хиа -
архетипичная форма,
аналогичная Макропрозопу.
Поэтому Нешама, Руах и Нефеш
представляют Тетраграмматон
сами, без Хиа, которая все же
символизирована в высшей
точке Йод (I) души; Как
Макропрозоп символизирован
высшей точкой Йод, IHVH. Ибо Йод
Древнего скрыта и спрятана.
Я сейчас вернусь к
теме Арих Анпин (Arikh Anpin) и
Зеир Анпин (Zauir Anpin), то есть - к
Макропрозопу и Микропрозопу,
или Великому и Малому Ликам.
Следует вспомнить, что
Макропрозоп - это первая
Сфира, или Корона Кетер;
Микропрозоп состоит из шести
Сфирот. В Макропрозопе все -
свет и блеск; а Микропрозоп
сияет только отраженным
блеском Макропрозопа. Шесть
дней творения соответствуют
шести формам Микропрозопа.
Поэтому символ соединенных
треугольников, образующий
шестиконечную звезду,
называется Знаком
Макрокосмоса, или творения
большого мира, и,
следовательно, является
аналогом двух Лиц Зохар.
Книга Скрытой Тайны
полностью обсуждает
символику Макропрозопа и
Микропрозопа; поэтому было
бы хорошо до того как
прочесть этот текст, узнать
об их сходствах и различиях.
Один - это AHIH, Eheieh; другой - это
Вау (Vau), Тетраграмматона.
Первые две буквы Йод (Yod) и
Хе (He) являются Отцом и
Матерью Микропрозопа, а Хе-конечное
- его Невестой. Но в этих
формах выражена
уравновешенность Строгости
и Милосердия; Строгость
символизирована двумя
буквами Хе - Матерью и
Невестой, и особенно -
последней. Но в то же время
избыток Милосердия не
является плохой тенденцией,
а скорее выражает
определенную идею слабости и
недостатка силы, переизбыток
Суровости порождает палача
суждения, злую и деспотичную
силу, которая
символизирована Левиафаном.
Поэтому и говорится, что, за
плечами Невесты змей
поднимает свою голову:
именно за плечами Невесты, а
не Матери, ибо она - Божественная
Хе и ударяет его голову. А
его голова разбита водами
великого моря. Море - это Бина,
Божественная Хе, Мать.
Змей - это
центростремительная сила,
всегда стремящаяся
проникнуть в Рай (в Сфирот),
чтобы соблазнить
Божественную Еву (Невесту),
так, чтобы уже она могла
соблазнить Божественного
Адама (Микропрозопа).
Дополнительные
сведения могут быть получены,
если обратиться к уже
упомянутым каббалистическим
книгам, так что за очень
короткое время - если
сравнивать с тем, которым
располагал ученик столетие
назад - можно понять на
интеллектуальном уровне
Древо Жизни, которой
является основой всего
изучения Каббалы.
ИСТИННОЕ
ПРОИЗНОШЕНИЕ
НЕПРОИЗНОСИМОГО ИМЕНИ БОГА
Знание правильного
произношения
Тетраграмматона (Йод-Хе-Вау-Хе)
всегда было одной из
величайших загадок в истории
религии. Поэтому начинающие
каббалисты должны
осознавать, что на самом деле
скрывается за правильным
произношением этого
великого имени. Данный
материал посвящен именно
этому.
Тетраграмматон
называется непроизносимым
именем, так только
первосвященникам Израиля
было позволено произносить
его и то лишь раз в год, во
время особых церемоний. По
этой причине набожные
служители избегали этого
слова, а на письме они
употребляли вместо него
слово Господь (Адонай).
Впервые Тетраграмматон
упоминается в Книге Бытия
(2:7): "И создал Йод-Хе-Вав-Хе
(Элохим) Адама, и вдохнул
в его ноздри дыхание (Нешама)
жизни (Хиа), и обрел Адам
душу (Нефеш). Это обычно
переводится: "и создал Бог
человека из пыли земной, и
вдохнул в его ноздри дыхание
жизни".
С этого момента
простое слово Элохим (Господь)
было использовано в Книге
Бытия, чтобы определить
Творца. В других словах
Божество, создавшее людей (Адама),
поместив свое присутствие в
глиняную статую, есть другой
тип Элохима, или если быть
точным, особый аспект
Элохима (Иегова Элохим).
Почему же набожные
иудеи так боятся поизносить Йод-Хе-Вау-Хе?
А христиане говорят Иегова
безо всяких опасений! Ответ
прост: правоверные иудеи
старались почитать автора
или авторов Пятикнижия как
мистиков, знавших, что Йод-Хе-Вау-Хе
- не просто имя, но формула,
воплощающая базовый
механизм, присущий как
творению, так и
человеческому существованию.
С другой стороны, христиане,
в силу исторических причин,
традиционно считали
Священное Писание всего лишь
"богодухновенным"
повествованием и вполне
удовлетворялись тем, что
автором творения был
болезненно настроенный и
непостоянный громовержец по
имени Иегова. Любопытно, что
немцы дали нам произношение Дже-Хо-Вах.
Это неплохая попытка. Как
известно, в иврите нет
гласных, маленькие точки и
линии, которые ставятся над и
под словами иврита,
появились совсем недавно.
Оригинальный текст не имеет
этих добавочных обозначений,
следовательно, добавочное
слово может быть прочитано
совсем по-разному.
Простой способ
проверить разные варианты
произношения - добавить один
из английских гласных звуков
(A E I O U) после любой из
согласных букв Иврита.
Давайте возьмем букву B или
Бет. На иврите она может
звучать как Бей или Би или
Бай или Бау или Бу. Буква Р
или Пех может звучать как Пей,
Пи, Пее, Поу или Пу. Если
еврейское слово содержит две
буквы РР, они произноситься
как Пейп, Пеп, Пап, Пауп, Поп,
Поуп, Папа, Пупу и др.
В таблице
представлены несколько
различных вариантов
прочтения Тетраграмматона.
Как вы видите,
Тетраграмматон может
произноситься как Иегова, но
также и как, например, Aй-Вах-Ю-Ху.
Действительно, это не все
возможные вариации
произношения
Тетраграмматона.
Ученик, изучающий
Дзен, может медитировать на Aй-Хи-Ви-Ху
(Я-Он-Мы-Кто)?
Распевание мантры Ю-Ху-Вэй-Хай
(Ты-Кто-Путь-Вверх) может
привести к реализации Ай-Ху-Вэй-Хай
(Я-Кто-Путь-Вверх)?
Тантрические
любовники могут вызывать
своего божественного
партнера, воркуя Ю-Ху!-Вэй-Хай,
или в момент экстаза
крикнуть Йе! Ай-Ву-Хай? (Да!
Очень высоко?).
Красоты Рая могут
ошеломить, привести к
обмороку и заставить кричать
Джи-Ха-Ва-И (Джи - Вот
здорово!)
Возможно, Бог
Пастухов зовется Джи-Ха! Ва-Ху!
Традиция
рассказывает нам, что каждый
год на десятый день месяца
Тизри, то есть - 10 октября, в
день искупления
первосвященник Израиля
трижды входил в Святая
Святых великого Храма и
окроплял Ковчег Завета
кровью. Вокруг его ноги была
завязана длинная плетеная
веревка. Другой ее конец
держали близкие
первосвященника, которые
стояли вне занавешенных
пределов Святая Святых. Во
время третьего захода в
Святая Святых, когда толпа
верующих за стенами храма
начинала шуметь и
волноваться, Первосвященник
простирал свои руки над
Ковчегом Завета и произносил
сокровенное Имя. И сразу же
Божество являлось в виде
облака и молнии над крышкой
Ковчега.
Это похоже на
простой ритуал. Не так ли? Он
не сильно отличается от
жреческих практик в Египте и
Вавилоне, где лишь один или
два раза в год было принято
заходить в святилища богов и
молиться, принося
жертвоприношения перед их
статуями или другими
сакральными изображениями.
Данная же церемония, тем не
менее, отличается именно
использованием веревки,
которую обвязывали вокруг
ноги первосвященника. И
именно этот момент может
объяснить то, насколько все
должно было быть
подготовлено для
правильного произнесения
Тетраграмматона, даже если
он не появлялся немедленно.
Веревка требовалась,
потому как однажды, в момент
кульминации церемонии,
Первосвященник взорвался. Да,
к тому же, после гибели
бедняги Святая Святых
заполнилась огнем и дымом,
так что туда стало опасно
входить. И останки
сгоревшего жреца были
вытащены с помощью
пресловутой веревки. На
следующий год новый
первосвященник попытался
вновь осуществить ритуал.
Поскольку важно понять эти
странные обстоятельства,
связанные с правильным
произношением
Тетраграмматона, необходимо
коротко рассказать о Ковчеге
Завета.
Прежде всего, мы
должны вспомнить, что воины
времен Ветхого Завета были
очень суеверны, они брали
статуи своих богов, тотемы и
другие талисманы (такие как
метеориты) с собой в битву.
Если какой-то из сторон
посчастливилось победить в
бою, ее бог превозносился
выше, чем бог побежденной
стороны. И очень часто
проигравшие, после
перегруппировки сил,
похищали статуи богов
победителей, пытаясь
заставить их "работать"
на себя. Мы можем прочесть в
Первой книге Самуила (Первой
книге Царств) о том, как нечто
похожее случилось с Ковчегом
Завета. Филистимляне
похитили его, но позднее
вернули, обнаружив, что он
убивает любого, кто к нему
прикасается. Хорошо, что
избавились!
Ковчег представлял
собой прямоугольный ящик, в
котором содержались
магические реликвии Исхода:
жезл Аарона, с помощью
которого были сотворены
чудеса в Египте, горшок с
манной - небесной едой,
возникавшей регулярно как
грибы поутру, которой
беглецы питались в пустыне,
сосуд со священным маслом
помазания, и, что самое
главное, - каменные скрижали
Заповедей.
Исход, 25 стих, дает
особые указания о том, как
был сконструирован Ковчег:
"10. Сделайте
ковчег из дерева ситтим:
длина ему два локтя с
половиною, и ширина ему
полтора локтя, и высота ему
полтора локтя;
11. и обложи его чистым
золотом, изнутри и снаружи
покрой его; и сделай наверху
вокруг его золотой венец.
12. и вылей для него четыре
кольца золотых и утверди на
четырех нижних углах его: два
кольца на одной стороне его,
два кольца на другой стороне
его.
13. Сделай из дерева ситтим
шесты и обложи их золотом;
14. и вложи шесты в кольца, по
сторонам ковчега, чтобы
посредством их носить ковчег;
15. в кольцах ковчега должны
быть шесты и не должны
отниматься от него.
16. И положи в ковчег
откровение, которое Я дам
тебе.
17. Сделай также крышку из
чистого золота: длина ее два
локтя с половиною, а ширина
ее полтора локтя;
18. и сделай из золота двух
херувимов: чеканной работы
сделай их на обоих концах
крышки;
19. сделай одного херувима с
одного края, а другого
херувима с другого края; [выдавшимися]
из крышки сделайте херувимов
на обоих краях ее;
20. и будут херувимы с
распростертыми вверх
крыльями, покрывая крыльями
своими крышку, а лицами
своими [будут] друг к другу: к
крышке будут лица херувимов.
21. И положи крышку на ковчег
сверху, в ковчег же положи
откровение, которое Я дам
тебе;
22. там Я буду открываться
тебе и говорить с тобою над
крышкою, посреди двух
херувимов, которые над
ковчегом откровения, о всем,
что ни буду заповедывать
чрез тебя сынам Израилевым".
Ковчег был
смертельным орудием, и народ
Израиля обходился с ним
подобающим образом. Его
хранили обернутым в ткань и
кожу, хранитель Ковчега
носил специальную одежду и
обувь. В Библии говорится,
что людей, которые случайно
дотрагивались до Ковчега или
оказывались в опасной
близости от него, поражала
молния или вспышка пламени.
По-видимому, великий Храм
Соломона был построен не
столько как культовое здание,
а как узилище для опасного и
непредсказуемого Ковчега.
Святая Святых, где он
находился, представляла
собой хранилище. Совершенный
куб высотой, длиной и шириной
в 30 футов. Пол, стены и
потолок были покрыты плитами
из чистого золота, весом в 45
тысяч футов, они крепились
золотыми гвоздями. Иногда
Ковчег извергал так много
дыма, что жрецы Храма
покидали здание и не могли
исполнять свои обычные
обязанности. Не надо быть
специалистом-физиком, чтобы
понять, что деревянный ящик,
облицованный золотом и
изнутри, и снаружи, да еще и
накрытый золотой пластиной
сверху, содержащий в себе
емкость с таинственной
субстанцией и стержни,
погруженные в сосуд с
жидкостью, полностью
напоминал гигантский, крайне
опасный аккумулятор. Два
херувима на крышке служили
анодом и катодом, и вспышки
или "Ковчег" (огненное
присутствие Бога)
проскакивали между концами
их крыльев, обладавших
высокой проводимостью.
Как это не покажется
удивительным, но я должен
напомнить, что действующие
батареи были обнаружены в
египетских гробницах того и
даже более раннего периода. Я
абсолютно уверен, что если вы
исследуете библейское
описание Ковчега и его
убийственной силы, то вы
убедитесь, что это очень
похоже на примитивную
электросхему. Это
впечатляющее грозное,
световое шоу, несомненно,
наводило ужас, и было очень
полезным инструментом для
того, кто хотел
контролировать войско во
время сорокалетнего
перехода через пустыню.
Первосвященник
должен был быть очень смелым
человеком, чтобы войти в эту
комнату и играть в
электрическую "русскую
рулетку" с "молнией".
Как только он простирал руки
над этим ужасным устройством,
его плоть могла замкнуть
обычное движение тока между
крыльями херувимов, и в один
захватывающий момент мощь
Йод-Хе-Вау-Хе буквально
проходила сведенное
судорогой тело. Если ему
удавалось это пережить, он,
вероятнее всего,
трансформировался в
спокойного святого, проявляя
то же послушание и
мистическую непостижимость,
что и современные пациенты,
подвергшиеся шоковой
терапии. Я думаю, что было бы
интересно побеседовать с
ними - полными глубоких
озарений и посланий от Бога.
Изложено по книге
The Complete Golden Dawn system of magic Израэль
Регарди
Перевод Soror N.
|