|
Божественные имена СфиротИмя 1 сфирыЭхейе, AHYH, священное имя Кетер, первой сфиры. Оно означает "Я Есть", и является частью имени, данного Моисею во время видения горящего куста: Исх. 3; 14. Э-хе-йе, ударение на первый слог. Имя 2 сфирыЯх, YH, священное имя Хокма, второй
сфиры. Это короткая форма имени "Йехова"
или "Яхве". Имя "Ях" появляется во
многих местах Библии. Имя 3 сфирыЯхве Элохим, YHVH ALHIM, священное имя Бина, третьей сфиры. Первая часть, Яхве, также произносится как "Йехова" и некоторыми другими способами. Первая часть является Тетраграмматоном, Великим Именем из четырех букв. Хорошо подтвержденная традиция гласит, что у этого Имени было секретное произношение, которое было известно только первосвященнику Иерусалимского Храма, и его потомкам. Далее, традиция утверждает, что произношение этого Священного Имени было утеряно при разрушении Храма. Существует несколько более-менее достоверных традиций, которые сохранили произношение Тетраграмматона в секрете до нынешних дней. Это имя имеет несколько cтандартных произношений, со множеством мелких вариаций. Здесь Имя "Яхве" произносится с помощью огласовок из Элохим. Другие основные вариации используют огласовки из Адонаи. Когда используются огласовки из "Элохим", результат произносится как "Яхве". Форма "Адонаи" дает произношение "Йехова". Форма Адонаи означает, в зависимости от небольших различий в произношении, "Он есть" или "Она есть". Форма "Элохим" может означать "Он есть", "Она есть", "Он созидает" или "Она созидает" - в зависимости от небольшой разницы в произношении. Один значок огласовки производит значение "Он созидает". Если знак огласовки "Segol" заменить знаком "Qamas Qatan", то произношение немного изменяется, и значение меняется на "Она созидает". Эти варианты основаны на обращении с последней буквой. Некоторые источники оставляют финальную "Хе" непроизносимой, а другие ставят внутри нее точку, называемую "Mapiq", чтобы она произносилась (когда точка ставится в центре других букв, то она называется "Daghesh", и дает абсолютно другой эффект. В Хе не может быть "Daghesh". "Mapiq" указывает, что Хе является согласной, а иначе она произносится как гласная. "Daghesh", в свою очередь, может означать, что буква удваивается при произношении, или произносится с аспирацией. "Daghesh" дублирует только те буквы, которые следуют за краткими гласными). В вариации, которая дается здесь, "Mapiq" используется. Яхве (Йехова) - наиболее часто используемое Божественное Имя в Торе. Яхве, означающее "Он есть" - Йе-Вех. Элохим, вторая часть священного имени Бины, имеет только одно Сефардское произношение; но с его значением возникают необычные сложности. Большинство переводов Ветхого Завета воспроизводят "Элохим" как "Бог". Это упрощает его значение, и скрывает упоминание о политеизме под мягким монотеизмом. Элохим - это множественная форма от Элох. Элох означает "Богиня", существительное женского рода в единственном числе, означающее Бога. Суффикс "-им" - это множественное окончание, используемое для большинства существительных в мужском роде. Если бы слово Элохим встречалось лишь единожды в Библии - эту комбинацию мужского рода единственного числа с женским родом множественного числа можно было бы легко исключить, как ошибку переводчика. Однако Элохим используется, как обозначение Бога более чем в 30% Божественных имен в Библии. Только Яхве/Йехова используется чаще. Элохим, также, является первым священным именем, которое встречается в Бытии (Первая глава, первый стих, третье слово на Иврите). Очевидным выводом, в связи с произношением этого имени является то, что странность его значения умышлена. Ортодоксальные иудеи и христиане приводят аргументы в пользу той гипотезы, что слово "Элохим" не является множественным числом, что оно означает "великий", а вовсе не "более чем один". В поддержку этого ортодоксы замечают, что короли, императоры, президенты и попы часто говорят о себе как "Мы" (Мы, Николай Второй...). Авторы и учителя, время от времени, используют множественное число, чтобы представить себя или свое "профессиональное мнение". Обращение во множественном числе к одному человеку часто означает, что этот человек представляет многих своих коллег (учитель, автор или монарх представляет остальных учителей, авторов и монархов). Кроме того, множественное число используется чтобы представить человека как традицию, или историческую линию (Когда король говорит "Мы", он должен был бы говорить "Я говорю не только как нынешний монарх этого дворца. Остальные монархи этого дворца сказали бы то же самое, если бы были живы"). Во времена Рима множественное число часто использовалось, чтобы обозначить то, что известный человек делит свою известность со всей своей семьей, и что его имя будет приумножено через несколько поколений. Иногда множественное число использовалось, чтобы сослаться на добродетели или проступки одного человека. Когда верили в то, что человеческая сущность содержит семейный дух, гений или духовное вдохновение, во множественном числе зачастую обращались к этой комбинации. В каждом из случаев использования множественного числа по отношению к одному человеку, оно, прямо или косвенно, предназначалось нескольким его аспектам, а не одной личности. Использование слова, означающего "Богиня", в качестве корня Элохим, усложняет любую попытку убрать множественное окончание в этом имени. Некоторые христиане предполагали,
что Элохим представляет божественную
троицу: "Отец, Сын и Святой Дух". "Элох"
представляет Святого Духа; в то время как
окончание мужского рода множественного
числа "-им" представляет Отца и Сына.
Еще более простая теория предполагает, что
Элохим - это ангелы, которые совершают
работу созидания, направляемую Яхве-Йеховой.
Более поздние згляды основаны на частом
упоминании имени Йехова (или Яхве) Элохим в
Библии. Когда эти два слова находятся в
комбинации, то Яхве Йехова произносят как
Йехова. Это добавляет гласные Адонаи в
священное имя, использующее Элохим. Для
общего использования этой пары имен это
хорошо. Но для использования этих двух имен
в качестве составного имени сфиры Бина,
лучше использовать для Тетраграмматона
гласные Элохим. При этом форма произношения
Яхве Элохим дает значение "Он (или Она)
создал богов и богинь". Имя 4 сфирыЭль, AL, священное имя Хесед, четвертой сфиры. У этого имени много значений, но основными являются "бог" и "могущество". Английское слово "All" (все) напоминает это священное имя и по значению и по произношению [В русском, в качестве примера, можно взять слово эль, в принципе сходное по значению - достаточно вспомнить скандинавские легенды о меде поэзии. Впрочем, происхождение этого слова, все равно, английское - прим. перев.]. Когда буквы этого слова переставляются (Ламед-Алеф вместо Алеф-Ламед), то получается Ла, LA. Оно означает "ничего". Инверсия значения, при инверсии написания, очень часто возникает в божественных именах и мистических терминах Иврита. Подобная вещь есть и в английском, когда при перестановке букв слова "God" (Бог), получается "dog" (пес). "Эль" появляется во многих местах в Библии. Яхве-Иегову иногда называют Ха-Эль, "Бог" (но не любой бог, а данный, конкретный). Предсказания, касающиеся Мессии, иногда используют именно это имя. Кроме того, имя Эль часто используется для богов, отличных от бога израэльтян. Имя 5 сфирыЭлохим Гибор, ALHYM GBRV, священное имя Гебуры, пятой сфиры. Значение этого двойного имени, если брать политеистический взгляд на Элохим, означает "боги и богини могущественны". Похожее двойное имя, Эль Гибор, упоминается в Исайе, 10; 21. Эло-Хим Ги-Бор Имя 6 сфирыЙехова Элох Ве-Даат, YHVH ALVH V-DOTh,
священное имя Тифарет, шестой сфиры. Из-за
того, что Яхве/Йехова является составной
частью этого имени, возникает несколько
вариантов значений и произношений. В
отношении Тифарет произношение "Йехова"
предпочтительнее, нежели "Яхве". "Йехова"
произносится, с помощью огласовок из
священного имени Адонаи. Существет
традиция, которая соотносит Адонаи с
Тифарет, а также с Малкут, десятой сфирой.
Если Йехова произносится с огласовкой
Адонаи, то оно значит "Он есть", и
произносится так: Чтобы получить значение "Она
есть" используются практически те же
знаки огласовки; только последняя, "Qamas
Gadol" заменяется на "Qamas Qatan". В
результате, изменения в звучании
практически незаметны в Ашкеназийском
произношении, но в Сепардическом они
представляют существенную разницу. "Элох" может означать и "Бог"
и "Богиня", но произношение сильно
склоняется по направлению к "Богине",
как к правильному значению. Есть причины
думать, что слово "Элох" первоначально
означало только "Богиню", в то время
как "Эль" являлось мужским родом этого
слова. "Бог", как значение слова "Элох"
может быть использовано для избежания
проблем со значением "Элохим". Оно
произносится как Последняя часть имени Тифарет есть
Ве-Даат, "и знание". Имя 7 сфирыЙехова Цабаот, священное имя Нетцах, седьмой сфиры. Йехова-Яхве снова затрудняет произношение. В этом отношении рекомендуется произносить его так же, как и в случае с Тифарет: "Он Есть" - Йе-Хо-Ва, "Она есть" - Йе-хо-во. Связь между именами "Йехова" и "Адонаи" заключается не только в общих огласовках. Ортодоксальные евреи обычно говорят "Адонаи" вместо "Йехова", когда читают вслух Тетраграмматон. Английский перевод зачастую заменяет слово "Adonai" на слово "Lord" (Бог, повелитель, лорд), которое, на самом деле, является переводом слова Адонаи. Эта практика объясняется, как демонстрация почтения к Йехове. Иногда для этого применяются другие слова: Доди, DVDY, Любящий, заменяет слово "Йехова" в некоторых книгах. Этот эвфемизм сохраняет соответствующий вид, в отношении четырех букв этого слова. Более редким заменителем, служит слово "Йеховат", YHVTh. Изредка Элхим служит в качестве заменителя. Также используется слово Ха-Шем, H-ShM, "Имя". Тенденция заменять это имя перешла и в русский язык. Многие евреи пишут "Б-г", вместо "Бог". Цабаот обычно означает "сонмы"
или "большое число солдат", но это
слово также означает "великолепные"
или "прекрасные". Йехова Цабаот обычно переводится, как если бы оно было Адонаи Цабаот, "Повелитель Сонмов", "Повелитель Армий"; но буквально оно значит: "Он (Она) есть Великий Сонм" или "Он (Она) есть Многообразие Великолепия". Имя 8 сфирыЭлохим Цабаот, ALHYM TzBAVTh, священное имя Ход, восьмой сфиры. Принимая политеистическое значение Элохим, это имя может означать "Боги и Богини есть Сонмы" и "Боги и Богини великолепны". См. выше произношение каждого из двух компонент этого имени. Имя 9 сфирыШаддай Эль Хай, ShDY AL ChY, священное имя Йесод, девятой сфиры. Оно, подобно священному имени для Малкут, является объединением нескольких имен, которые обычно выступают раздельно. Шаддай означает "могучий" или "Всемогущий"; и когда оно выступает отдельно, то каббалисты говорят, что оно символизирует Метатрона, ангела Соглашения и Принца перед лицом Наивысшего. Эль имеет отдельное значение, но в соединении с Шаддай, его значение меняется. Шаддай Эль, или Эль Шаддай означает "Всемогущий Бог". Используя технику Гематрии получаем, что нумерологическое значение "Эль Шаддай" есть 345; то же значение получается при Гематрии имени Моше (Моисея). Некоторые авторы не делают разделения между Шаддай и Эль Шаддай. Мазерс, в своем псевдо-переводе и комментариям к "Ключ Царя Соломона" (также называемом "Великий Ключ Царя Соломона"), описывает Солнечный талисман, как представляющий Метатрона. Надпись на этом талисмане - Эль Шаддай, а нарисованное лицо - традиционное представление Моисея с горном света. "Хай" тоже имеет свое
собственное значение. Отдельно оно
означает "Жизнь", "Живой", "Вечно
Живой Бог". Оно также используется вместе
с Элохим, Адонаи и другими именами. Имя 10 сфирыАдонаи Мелех Ха-Арец, ADNY MLK H-ARTz - священное составное имя сфиры Малкут, десятой сфиры. Это имя более часто используется меньшими секциями: Адонаи, Адонаи Мелех, Адонаи Ха-Арец, Мелех, Мелех Ха-Арец. Адонаи значит "Повелитель". Мелех может значить "Король", "Бог" или "Идол". Мелех, записанное с Алеф, означает "Ангел". Ха-Арец - это Земля. |