Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада, Мистерии Гермеса Трисмегиста, Изумрудная Скрижаль, Трутина Гермеса, Высокий Герметизм, низкий герметизм

Моя Рассылка наMail.ru
Виртуальная магия

МИСТЕРИИ ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА

 СВЯЩЕННАЯ РЕЧЬ
ГЕРМЕСА ТРИЖДЫВЕЛИЧАЙШЕГО*

1) Гордость всего сущего. Бог, божественное и Природа божественная. Начало
всего сущего есть Бог - и Ум, и Природа, и материя, - поскольку Он есть
мудрость для проявления Всего. Начало священно, и оно есть Природа, энергия,
Необходимость (анагкэ), завершение (телос) и обновление.

Был бесконечный мрак над бездной, и вода, и Дух тонкий и разумный, и все
это содержалось в хаосе божественным могуществом. Тогда вспыхнул святой огонь и
стихии (Менар: из-под песка вышли стихии...), отделившись от влажного вещества,
сгустились... и все боги разделили зарождающуюся Природу.

2) В то время как все было неопределенно и неоформлено, легкие стихии
отделились от иных и устремились вверх, а тяжелые установились как основание
под влажным песком, вся Вселенная была разделена на части под воздействием огня
и подвешена так, чтобы она могла быть движимой Духом. Небо появилось в семи
кругах, и боги предстали пред взором в форме звезд со всеми своими созвездиями (
Менар: ...характерами, и звезды были посчитаны...), и небо было определено
вместе с богами, которые суть в нем. И воздух окружил внешний круг, несомый в
своем круговороте божественным Духом (Скотт: И небо начало вращаться вокруг
божественного воздуха).

3) И каждый бог, согласно своему могуществу, совершил деяние, которое ему
было предопределено. И родились твари четвероногие, и пресмыкающиеся, и твари
водные, и твари крылатые, и всякое зерно плодотворное, и трава, и нежные побеги
разных цветов, и все имеет в себе семя возрождения.

...И породили они также поколения человеческие,*2 дабы знали они
божественные произведения и созерцали энергию Природы; множество людей, дабы
они царили над всем тем, что есть под небом, и знали Благо, дабы росли в
размере и умножались в количестве; и дабы все души, вселённые во плоть бегом
круговых богов, дабы все души эти созерцали небо, бег небесных богов,
божественные творения и энергию Природы, дабы различали Благо, дабы знали
могущество Бога, дабы научились отличать добро от зла, и дабы постигали все
полезные ремесла.

4) Их жизнь и мудрость с самого начала управляются бегом круговых богов и
ими разрешаются (Скотт: ...в стихиях). И предопределено им приобретать мудрость,
и трудиться на земле, и созидать великие памятники и предоставлять их времени
для разрушения и для обновления. И все поколение одушевленной плоти и семян
фруктов, и все творения тленные будут разложены и обновлены Необходимостью, и
обновлением богов, и периодичным круговым движением Природы, которой управляет
число. Божествен Порядок мира и его природное обновление, ибо и сама Природа
размещена в божественном.

Примечание:

1 Как заметил Менар, весь этот трактат полон ошибок и неясностей. Это
объясняется, с одной стороны, испорченностью текста: в этом случае сравнение с
некоторыми вариантами у Стобея говорит о том, что у нас невелики шансы
исправить ошибки, восходящие к самим источникам традиции. С другой стороны,
много неясности оставил и сам автор. Он любит высокие громкие слова и стиль
септуагинты, как называют греческие варианты экклесиаста за их крайнюю
запутанность. Наконец, здесь нет космогонии типа той, какую мы встречаем в
первом трактате или в деве (или зенице) мира.

Содержание заслуживает внимания. Здесь все начинается не со Света, как в
первом трактате, а в естественном порядке - с тьмы: песок играет здесь роль
подобную той, какую мы видим в том, в чем Дамаский видит египетскую космогонию.
Боги-звезды играют свою роль. Бог есть во Вселенной, а не трансцендентный и
отделенный от Вселенной: есть и другие следы влияния стоицизма и платонизма.
Все остальное идет от септуагинты. Здесь нет, однако, идеи искупления и
бессмертия. Действительно, поначалу царила иудейская атмосфера типа экклесиаста,
прежде чем приобрели значение эсхатологические надежды для Природы или для
личности и прежде чем в некоторых кругах начали противопоставлять тело и душу
на греческий манер (мысль, постоянно присутствующая у Филона). Возможно, этот
трактат более древний, чем большинство других из этого свода, и благодаря
своему сходству с ними его приняли в кругу, где были созданы другие трактаты. (
А. Д. Н.)

2 Сотворение Человека описано во фрагменте, до нас не дошедшем. (В. С.)

>Каталог BigMax.ru WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета Content.Mail.Ru Каталог сайтов    
Хостинг от uCoz